Наступил май, и солдаты северной страны мучились от жары в Кабуле. Но после поездки в субтропики Джелалабада, Кабин понял, что такое жара во влажном климате. Столица стоит на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря и, если ехать в сторону Пакистана, то нужно спуститься с огромного горного плато по серпантину дороги идущей вдоль реки Кабул, и тогда попадаешь в низину, простирающуюся до самой границы. Жаркий влажный климат – раздолье для мандариновых плантаций и диких обезьян, как, впрочем, и для банд всех мастей, воюющих и с армией и между собой. Сидя на броне, Виктор не устаёт любоваться величием окружающих его скал, закрывающих небо, как стенки колодца, и обрывов, в которые не заглядывает солнце. Справа от дороги стеной стоит сырой гранит, по которому откуда-то сверху игриво-затейливо сбегают слёзы родников. Слева пропасть, на дне которой бьётся бешеный Кабул, освежает сырым сквозняком, поднимая бисер брызг и радужную водяную пыль. А весёлая асфальтовая лента узкого шоссе – не провести прямую линию длинной и пятьдесят метров – многоярусным серпантином скручивается с головокружительной высоты, цепляясь за утёсы и беспечно петляя, постепенно выпрямляется, и, поплутав между рыжих сопок, взбегает на невысокое плато "Суруби”. Здесь, можно считать, почти полдороги до Джелалабада пройдено. Привычный глаз не замечает, но Кабин, впервые едущий по этой дороге, видит чёрные пятна опалённых обочин и остовы сгоревшей дотла техники, застывшие в кюветах. Видит на дне пропасти расколотые, как орехи, танки, величиной сверху с пачку сигарет. Видел он исклёванные пулями стены электростанции "Суруби”, поваленные столбы линии электропередач с оборванными проводами и "мёртвую деревню", которую давно покинули жители, поскольку она стоит в месте, идеальном для засады – здесь проходит передовая борьбы за дорогу.
Колонна, которую сопровождает Кабин в Джелалабад, "въезжает в рай на чужом горбу". Минутах в тридцати впереди идут наливники. "Духи" знают, что керосин – это топливо для авиации. Ещё лучше они знают, что такое сама авиация. Колонну впереди бьют сегодня второй раз – это Кабину сообщают на постах охранения, задерживая их движение вперёд. Колонна стоит. Все ждут, курят, в БТР слушают рацию. В эфире болтовня – в голове колонны наливников подожгли танк, и командир громко ругается. Судя по разговорам, это танк с поста охранения, эфир разрывается, Виктор понимает, что в сопровождении впереди идёт десантура, а с их техникой танк столкнуть с дороги нечем. А пока эта махина стоит на пути, "КамАЗы" будут гореть, как мишени, будь там хоть ещё две роты охраны. Стыдно стоять в десяти километрах и не помочь, но туда всё равно не пустят, сил там достаточно, а танка у Кабина тоже нет. Эх, была бы равнина! Наконец подошёл танк с дальнего поста, освободил путь, поехали. Минут через сорок запускают колонну Кабина. Все сидят под броней, пулемёты машин шарят по склонам, Виктор, идущий первым, задаёт максимальную скорость. Подходят к тому месту, где была засада, и через прибор Кабин наблюдает, что уткнувшись в скалы, догорают три шаланды бензовозов, один чадит на дне обрыва. Вот здесь подорвался танк, вся дорога изуродована фугасом.
– Стой. К машине!
Сабитов принимает влево и останавливает машину.
– Равшан, движки не глуши. Пехота влево к бою!
Кабин видит, что дорога идёт на подъём, а до противоположного берега метров сто, и узко – место удачное для засады. Он посмотрел на дымящий в обрыве танк, рядом в реке лежит башня и начал глазами искать место, где могут сидеть гранатомётчики – фугасом танк не зажечь, значит добивали. Солдаты лежат справа и слева от Кабина под колёсами БТР, готовы открыть огонь на поражение, прикрывают колонну.
"КамАЗы”, судорожно тормозя, преодолевают рытвину и уносятся вперёд один за другим. Кабин по радио отправил Мусу в голову колонны. Пока всё тихо. Виктор, пропустив все машины вперёд, стал замыкающим, и они продолжают эту чертову скачку, провожая в приграничный Джелалабад три десятка грузовиков, везущих груз бензина, макарон, запчастей. За них заплатили идущие впереди наливники.
Это и есть сопровождение колонн.
Конец 16 главы.
Сергей Фатин, командир взвода 5 МСР 1980-1982 181 МСП.
Написано в 1981 - 1991 г.г.
|