Только Умершим Разрешено Командованием Вернуться Обратно
Я перед самым дембелем (Приказ мой вышел весной), летом 84-го, успел в Панджшер на своей машине съездить. То ли от безделья... Ведь с Приказа поездками нас не обременяли. Хочешь - езжай. А заставить... Кто из наших подсуетился - уже к тому времени уехали домой. В основном сержанты. И рядовые, к дембелю неожиданно ставшие сержантами. Я ж сказал - кто подсуетился. А кто собирался вот-вот отчалить. Периодичность отправок с полка я уже не помню. У нас, в Автороте, в том году начались они в апреле. Потом в мае. И остатки только в августе. Это я точно помню. Потому что сам уехал в последней партии.
Поехал на своей "Наташке" - Урал-375Н. Номер 57-83 БО. Прикомандировали к артдивизиону. Но повёз я не снаряды, а продукты. Компоты, тушёнку, сгущёнку - короче, всяческие консервы для поваров. Видать, начальство подумало - а нужны ли дембелю снаряды? А? Вот и я так думаю. А сгущёнка? Согласен. Начальство всегда право. Что бы там некоторые не говорили. Старичка-дембеля даже начальство уважает. Эх, докидался я дембельской весной стишками "Дембель в маю - всё по ..ую" … в итоге домой вырвался аж 26 августа.
...Нас, несколько машин колонны, пришедшей на операцию в Панджшер, в высохшем русле реки поставили, недалеко от зелёнки. Артиллерия расположилась ближе к горам. Поэтому мы, стоявшие немного в стороне от основных сил, сами себя охраняли. Я оказался почти на самом краю цепочки машин. Передо мной стояла водовозка - проблем с поддержанием чистоты на почти гражданском теле не возникало. Скорефанился с ребятишками-артиллеристами. Некоторых до этого знал.
Был у них на МТЛБ водила - Маратом звали. Естественно, раз Марат - татарин. Блин, сколько национальностей неразлейвода были... Белобрысый, невысокого роста, шустрый. Классный парень. Каждое утро этот парень внизу заправлялся питьевой водой (на МТЛБ стояла бочка), поднимался на высотки, чтобы отвезти на посты питьевую воду. Частенько я с ним катался для полноты ощущений и расширения кругозора. Совсем не ездивший на технике на "гражданке", в армии я порулил почти всем. Кроме танков. И МТЛБ, и БТР, и БРДМ (прям легковушка какая-то!). Грузовики не в счёт - Авторота всё ж. Верблюды, ослы, вараны,.. пауки... Всё, заврался. Ещё б "блохи" сказал, Левша хренов! Неее! Эти твари хитрые - они, бывало, сами на мне ездили. А вплоть до варанов всем рулил.
Ездили мы с Маратом рано по утрам. Ранний подъём меня не напрягал - дембель ведь в любое время выспится. Ездили сначала так - он голову из люка высунет, рулит. Пыль, всякая фигня в глаза настоящему водиле не помеха. А я наверху, на броне, рядом с ним – как настоящий лихой командир. Едем, орём-словоболим в этом лязге гусениц. Потом особисты всё это дело просекли в их особый бинокль, и меня "оттянули" за это катанье. Запретили ездить ну напрочь. Естественно, запрет этот в личной беседе мне не обосновали. Но я так думаю - переживали за меня. Отцы родные. Строго-настрого! Это дембелю они так. Ага. Вот я и стал первые сотни метров прятаться внутри тягача - чтоб не засекли. Дистанционный рентген тогда ещё ими не применялся. Погодя, отъехав ближе к подъёму, вылезал из люка на броню. Вся прелесть езды по пыльной дороге не шла ни в какое сравнение с ездой внутри брони.
Так вот - в одно "прекрасное" утро Марат меня не добудился. Несколько раз так и раньше бывало. Постучит-постучит Маратик по двери кабины моего Урала, где я изволил смотреть сны, плюнет, да и уедет сам. Да нет, один он почти и не ездил. Всё равно кто-нибудь напросится в попутчики. Не измотанных службой (так помягче будет сказано) и кроме меня хватало. И в этот раз уехал Марат без меня, взял с собой кого-то другого* - скучно одному-то. Работа рутинная - по постам на высотках воду развезти....
...Меня разбудили. Тарабанили в дверь не переставая. Все ребята, машины которых стояли рядом со мной, знали, что обычно именно я по утрам с Маратом ездил. Взрыва я не слышал, хотя, говорят, машины тряхнуло. Да вот дембельские сны – они ж крепкие. Только потом, когда мне показали траки МТЛБ... До нас почти в русло долетели. С километр от них. Да нет - больше. Я к воронке не ходил... Мимо пролетели два БТРа. На броне - два тела. Тот, второй, как и я, в начале пути сидел внутри транспортёра. Тоже прятался от особых. Люк над головой закрыл... А не надо было. Вот об этот-то люк его и... Позвоночник пополам. А Марат башкой наружу ехал. Ему повезло. Напоролись на фугас.
Ребята потом рассказывали - вечером какая-то сволочь на этом месте, а это было в предгорье, до подъёма на посты, пас своих коз-баранов. Местность открытая, видно было всё нашим. Справа зелёнка (если к горам лицом), слева чуть позади кишлак. Этого хрена, конечно, прогнали по-хорошему. Но, видно, опоздали. Сначала пальнули пару раз. Потом подъехали. Он орал, что живность сама, типа, сюда выбежала, он здесь не при чём. А сам, сука, видать успел фугас прикопать… Успел… Хотя, один вряд ли - помогли такие же бородатые. Ведь они ж к баранам пристегнутся - их в стаде и не вычислишь. В сумерках не видать же ни хрена – бараны они и в Афгане бараны. А ездил Марат по одному и тому же следу в пыли. Как он не увидел утром.... Да как в этой проклятой пыли вообще что-то разглядишь...
Вот так я свою смерть проспал...